Как знание игры помогает комментатору и интервьюеру в работе? Есть ли какие-либо проблемы в сфере киберспорта? Стоит ли погружаться в нее тому, кто в ней не заинтересован? Дмитрий “Droog” Чумаченко ответил на эти и многие другие вопросы в нашем интервью.
– Знакомство членов нашей редакции с вами произошло в 2015 году во время The International. Если нам не изменяет память, вы запустил трансляцию раньше Рухаба и набрали огромное количество просмотров. Однако, уже вскоре запустился стрим Рухаба и у вас на трансляции осталось несколько сотен человек. Тогда о вас знали единицы, сейчас вы – один из известнейших комментаторов, который работает на крупных турнирах, а также интервьюер, который всеми силами пытается привнести в формат что-то новое. Как вы оцениваете пройденный вами путь за эти пять лет?
– Долгий путь, который пролетел очень быстро. Оглядываясь назад, я понимаю, что моя жизнь кардинально изменилась. Да и я сам поменялся. Не знаю, в какую сторону, но то, что это уже человек с другими взглядами, другими приоритетами, другими целями – это факт.
– Как и когда вы осознали, что киберспорт – это ваше призвание?
– Я играл в доту года с 2007-го. Уже тогда был невероятно увлечён ею. Настолько, что ещё года полтора не переходил во вторую. Потом по воле случая мне довелось работать комментатором на региональном ТВ. В итоге сложил увлечение и умение воедино.
– Должен ли, по вашему мнению, киберспортивный комментатор или интервьер играть в игру, в которой он “работает”? Вы играете в доту?
– На счёт должен – не буду кардинально говорить. Я играю. Играю очень много и как только выпадает такая возможность. Помогает ли это при комментировании? Безусловно. Ты комментируешь и уже предполагаешь сценарии, потому что знаешь сильные и слабые стороны героев, которые в руках у команд. Ты знаешь приблизительный исход лэйн-стадии и можешь от этого шагать. Либо обращать внимание зрителя на особенности противостояния. В общем, примеров масса.
– В какой сфере вам хотелось бы развиваться больше всего: кастинг, журналистика или может что-то другое?
– Совмещать. И только так. Есть ещё интересные идеи по проектам, но для начала нужно «поставить на ноги» две уже работающие сферы: кастинг и [1vs9].
-Как вам пришла в голову идея о создании проекта “1vs9”? Чем вы руководствовались?
– В какой-то момент читал комментарии и подумал, а ведь этот парень дело говорит. Но делает это очень грубо, поэтому никогда не получит ответа. А потом подумал, а что, если… ну вы поняли. Это было ещё в 2017 году. Потом я возьми да и забрось проект. Было несколько неудачных попыток затянуть гостя на интервью. И опустились руки. Сейчас это невозможно даже представить.
– Многие ли гости боятся идти на интервью, зная, что его могут “разнести”?
– Нет. Не многие. Большинство воспринимает это как определенный челлендж. В этом и есть одна из основных психологических особенностей. Человеку интересно встретиться с хейтом, когда он может спокойно и взвешенно дать ответ. Ещё и на камеру. Возникает ощущение, словно ты побеждаешь своих демонов.
– По каким критериям вы отбираете вопросы для своих интервью? Есть ли у вас личная установка о минимальном и максимальном количестве вопросов для гостя?
– Вопросы должны раскрывать одну из сторон личности гостя. Или они должны быть посвящены важному событию в его карьере. И все. Для меня это и есть главные критерии. Ну а что касается второй части вопроса, то все предельно просто. Вопросов всегда 9. Это же [1vs9].
– Киберспорт стремительно развивается, но многие всё ещё глядят на него с опаской и скептицизмом. На ваш взгляд, чего не хватает киберспорту? Когда он перестанет ассоциироваться у людей с чем-то “не серьёзным”?
– Киберспорту хватает всего и у него свой уникальный путь. Мое окружение и люди, которых я встречаю, вплоть до водителей такси, знают о киберспорте и с интересом расспрашивают меня о нем, узнают какие-то детали. Киберспорт не стоит культивировать в головах людей, которые не имеют и не будут иметь к нему отношение. И проблем с восприятием нашей индустрии не будет. Я не совсем согласен с озвученной формулировкой.
– Проект “1vs9”, интервью, комментирование – это то, чем вы действительно хотели бы заниматься на постоянной основе или это промежуток, переходный момент к чему-то большему?
– Пока – это мое дело. Оно мне нравится, и я посвящаю ему очень много сил и времени. А так, у меня вся жизнь – переходный момент к чему-то большему.
– Относительно недавно, Maincast получил экслюзивные права на освещение всех турниров ESL. Как это повлияет конкретно на вас и ваш контент?
– Maincast любезно зовёт меня в гости, за что я им очень благодарен. Я с огромным удовольствием соглашаюсь. Если так и будет продолжаться, то я буду несказанно рад, что могу достаточно часто комментировать топ-турниры.
-Возможно это интервью прочитают те люди, которые не сидят в вашем телеграмме. Расскажите, что произошло во время TI9 и как это повлияло на вас?
– Ничего не произошло. Меня просто не пригласили на TI9. Но я сам нашёл себе занятие. Комментировал и постил. Ну и конечно это все показало мне, что ответственность за мои успехи лежит только на мне самом.
-Какие советы вы бы дали людям, которые хотят работать в сфере киберспорта? С какими трудностями они могут столкнуться и как не опустить руки? Какая должна быть мотивация?
– Если вы придёте сюда с горячим сердцем и заинтересованными в том, что делаете – трудностей не будет. Это не связано только с киберспортом. Это связано с общим концептом труда. Если тебе интересно – будет легко. Неинтересно – не трать силы, это не окупится.
Больше интересных интервью из мира киберспорта вы найдете на Kibersport.net в разделе интервью.