Недавно CS:GO достигла отметки в миллион активных игроков одновременно. Это, скорее всего, результат работы нескольких факторов, среди которых есть и пандемия коронавируса. Но не стоит забывать про операцию, переход на free-to-play модель распространения и турниры. С игрой, достигающей своего пика популярности через 20 лет после первого появления, происходят удивительные метаморфозы. И мы хотели бы взглянуть на то, насколько продолжительна популярность Counter-Strike.
Что за понятие Мертвая игра?
Вы наверняка слышали про данное выражение. Да что там, про CS:GO пару лет назад говорили точно так же. Хотя использование этого термина немного неоднозначно, это фраза, используемая для обозначения того, что игра приходит в упадок и теряет актуальность для основной аудитории киберспорта.
Пожалуй, самый явный пример подобного выражения применим к StarCraft II. Падение популярности данной серии до сих пор является главной загадкой для индустрии. Никто никогда окончательно не проводил никаких серьезных исследований по этому вопросу, и поэтому, когда большинство людей пытаются придумать ответ, он основан на субъективном ощущении.
Существует множество потенциальных причин, по которым игра канула в лету: баланс и мета, корейское доминирование, летаргия Blizzard, отсутствие единой схемы. Таким образом, люди могли выбрать ту причину, которая им ближе всего.
Проблема с этим подходом заключалась в том, что вопрос имел имплицитное предположение, встроенное в него. Почему мы предполагаем, что игра могла бы продолжать быть одним из лидеров отрасли, если бы факторы X, Y и Z не пошли наперекосяк? Потенциальное объяснение падения StarCraft II заключается в том, что оно было неизбежным. Поклонники в какой-то момент прошло сменили игру и пошли по иному пути.
Киберспорт, который не позволяет самовыражаться, неизбежно терпит неудачу в долгосрочной перспективе. И это прослеживается везде.
Что такое Живая игра?
Так же, как и вопрос о снижении популярности StarCraft II, существует множество дискуссий о том, какие игры Живые. В этом плане необходимо игнорировать такие цифры, как количество зрителей и сумма призовых.
Чтобы определить Живую игру, необходимо выделить три фактора: казуальная составляющая, конкурентность и сложность, а так же возможности для самовыражения.
Есть множество игр, которые впитывают в себя один или два перечисленных фактора. Такие игры могут продержаться на плаву какое-то время, но в долгосрочной перспективе они сдуются. Однако Counter-Strike впитал в себя сразу все три.
Оглядываясь назад
Если вы долго следите за дисциплиной, то постепенно начинаете понимать ее. Динамика игры бесконечно увлекательна, поскольку каждый уровень понимания заставляет переосмыслить то, что еще в прошлом году казалось незыблемым. Такие вещи, как позиционирование, тактика, ротации, индивидуальная и командная игра, могут резко меняться в зависимости от игрока и команды. Эта динамика стала еще более сложной в последние годы, когда международные составы и трансферы стали частью сцены киберспорта.
Новизна этой игры исходит из того, насколько она открыта. Здесь нет набора определенных навыков. Все зависит от человека и команды. Стиль зависит как от обстоятельств, так и от способностей, поэтому эта игра работает как на индивидуальном, так и на тактическом, философском уровне. Игроки должны сделать определенные выборы и жертвы, чтобы достичь того, что они хотят.
Примером этого является ядро Astralis: Xyp9x, dupreeh и dev1ce. Все три игрока на протяжении карьеры меняли свои роли по разным причинам. Xyp9x стал суппортом, чтобы играть вместе с dupreeh и dev1ce, создав сильнейший костяк на планете. Dupreeh стал люркером, чтобы помочь команде выиграть первый Мейджор. Dev1ce взял на себя роль снайпера, поскольку команда нуждалась в надежном AWP.
Но как игра, Counter-Strike имеет все факторы, чтобы стать легендой киберспортивной индустрии на долгие годы.
Конкуренция как философия долголетия CS:GO
Вдобавок к этим аспектам, лежит в основе очарование самой конкуренции. Она существует со времен древней истории, и во многих отношениях мы можем рассматривать конкуренцию как философию для тех, кто не читает философию. Устанавливается набор правил, ставится цель, игроки собираются вокруг, чтобы играть, и массовые толпы собираются, чтобы наблюдать. Это висцеральный способ наблюдения за работой. Затем игроки принимают стратегические и тактические решения, чтобы попытаться достичь цели в то время как толпа наблюдает конкуренцией. Это работает как развлечение для толпы, в то время как для самих игроков это самая настоящая битва.
После понимания этой основополагающей концепции привлекательности конкуренции мы можем понять, почему CS: GO существует так долго. Конкуренция есть абсолютно на всех уровнях. Среди командных игр он лучше всего уравновешивает динамику между важностью команды и важностью отдельного человека. Даже самый великий игрок никогда не сможет выиграть игру в одиночку, ему нужна сильная команда вокруг него, чтобы работать. И наоборот, команда с хорошей командной игрой, но без огневой мощи имеет свои собственные пределы. Когда вы рассматриваете все эти факторы, становится понятно, почему CS:GO жива. Игре уже 20 лет, если говорить про всю серию. Но кажется, что все только начинается, и у Counter-Strike еще есть перспектива.