В последние годы франчайзинг является важным инструментом привлечения традиционных спортивных инвесторов в киберспорт. Однако, эффективность самой системы до сих пор остается под большим сомнением. Именно вопрос состоятельности франчайзинга в киберспорте мы и решили обсудить сегодня.
Как обстоят дела с франчайзи сегодня?
Крупнейшие разработчики видеоигр Activision Blizzard и Riot Games добавили франчайзинговые системы в свои крупнейшие киберспортивные детища за последние несколько лет. Именно это решение стало побудительным мотивом для привлечения миллионов долларов в виде новых инвестиций со стороны владельцев и предпринимателей из мира спорта. Все остальные крупные игроки прямо сейчас взвешивают все “За” и “Против” касательно внедрения франчайзи в киберспорт.
Сторонники внедрения франчайзи говорят о том, что этот шаг позволит не извлечь ряд выгод для киберспорта:
- Принести большие инвестиции в киберспорт.
- Создать более сложную структуру бизнеса.
- Привнести стабильности и опыта.
- Увеличить стоимость самой киберспортивной организации.
Все дело в том, что повсеместное распространение франчайзинговой модели в традиционных видах спорта позволило сделать структуру киберспортивных лиг куда проще. А это, в свою очередь, сделает ее более привлекательной для потенциальных инвесторов и рекламодателей.
Но самой главной проблемой внедрения франчайзи остается сопоставимость самой сути идеи со всеми киберспортивными дисциплинами.
О чем говорят эксперты?
Говоря о такой теме как франчайзинг, нельзя обходить стороной мнения экспертов. Журнал Sports Business Journal выяснил у 10 экспертов, что они думают по поводу внедрения франчайзинга в киберспорт?
Брайс Блум, будучи основателем ESG Law and Theorycraft и юристом для многих североамериканских команд высказал свое мнение по поводу франчайзи. “Франчайзинг действительно дает стабильность и уверенность для команд и лиг, что заправляют ими”. “Это создает основу для совместного принятия структурных решений и распределения доходов — и для лиг это создает взаимную платформу, с которой команды не могут уйти. Подобный уровень лояльности для обеих сторон не может быть настолько ценным”, – поясняет Блум.
Обратимся к истории. Activision Blizzard запустила Overwatch League в 2018 году, продав 12 франшизных слотов в 2017 году, которые вошли в первый сезон — с франшизными сборами, которые, как сообщается, составляют $20 млн. долларов. Activision Blizzard также планируют продвигать Call of Duty League в следующем году, предоставив 12 слотов для коллективов. Выручка от продаж франчайзи были заявлены в размере $25 млн. долларов. Просто колоссальные суммы для индустрии. Riot Games продала 10 франшизных слотов для своей североамериканской серии League of Legends Championship в 2017 году за $10 млн. долларов существующим командам и за $13 млн. долларов для новых команд.
Еще ряд киберспортивных дисциплин пока находятся в стороне от всей этой истории. Среди них Dota 2 , Fortnite и Counter-Strike: Global Offensive. В ближайшем будущем на путь франчайзинга могут перейти FIFA, Apex Legends и Rocket League.
Те Лиги, что обходятся без франчайзи, по своей структуре больше напоминают открытые турниры, где любая команда имеет шанс пройти квалификацию, пока она находится в хорошем игровом тонусе.
Но в индустрии далеко не все согласны с мнением, что франчайзинг является единственно верным путем развития киберспорта.
Обратное мнение о необходимости франчайзи
Например, Джереми Данэм, вице-президент издательства Rocket League Psyonix Studios, сказал, что в то время как франчайзинг – это то, чем некоторые из его команд были заинтересованы. “Нет никаких прямых доказательств, которые говорят, что это единственный путь развития”. “Есть множество различных путей, чтобы сделать индустрию масштабнее и влиятельнее, а также предоставить больше возможностей для самих игроков, чтобы они зарабатывали деньги, получали известность и имели больше доступа к игре”, – заявляет Данэм.
Epic Games, например, рассматривается как наиболее заинтересованная сторона в росте Fortnite как видеоигры, нежели чисто киберспортивной дисциплины. Игра больше сосредотачивается на своих геймерах, чем на командах и ивентах. Fortnite постоянно изменяется в плане основополагающих элементов игры. Это позволяет игрокам не останавливаться на определенном уровне развития своих навыков. Все это ведет к тому, что Fortnite все дальше от идеи внедрения франчайзинга. Другие же киберспортивные дисциплины просто не могут похвастаться столь солидной базы фанатов для поддержки франчайзи.
Так является ли франчайзи единственным путем развития киберспорта?
Так может франчайзинг быть единственно верным путем развития для профессиональных киберспортивных дисциплин во всем мире? Ответ однозначный. Не может! И этому есть логичное объяснение. Некоторые Лиги будут настолько малыми по размеру, что попросту не будут оправдывать вложенных средств. Блум также добавил: “Я действительно думаю, что справедливо поставить под сомнение, соответствует ли стоимость франшизы возможным рискам. Но это совершенно отдельный вопрос, чем то, что франчайзинг как структура имеет потенциал быть прекрасным подспорьем для отдельных дисциплин”.
Одним из положительных моментов, которые франчайзинг обеспечил в киберспорте, является стабильность и безопасность, отмечают отраслевые эксперты. Например, League of Legends Championship Series (LCS) отказалась от своей системы продвижения и вылета после перехода на франчайзинговую модель, что дает командам LCS уверенность в том, что они могут инвестировать и планировать на долгосрочную перспективу, поскольку нет никаких шансов, что команда может выйти из Лиги. Команды в Лиге Overwatch знают, что они будут делиться доходами Лиги вокруг прав на СМИ и спонсорство.
Возможные преимущества перехода на франчайзи
Главным плюсом, который привнес франчайзинг в киберспорт, является стабильность и безопасность. Например, League of Legends Championship Series (LCS) отказалась от своей старой системы. Напомним, ранее команды имели возможность продвигаться между уровнями, как мы это можем наблюдать в футбольных лигах. Это дает командам уверенность в завтрашнем дне, а также возможность долгосрочного планирования, ибо нет никаких шансов вылететь из Лиги.
Эксперты отмечают, что самым большим потенциалом в плане распределения доходов от спонсорских соглашений и прав на СМИ находится в руках франчайзи. Именно в них владельцы команд помогают существовать Лиге. В тоже время, маленькие киберспортивные дисциплины, такие как Rocket League сами создали систему распределения доходов среди своих команд.
К примеру, у Overwatch League были заключены соглашения с Twitch и ABC/ ESPN на первые два сезона. Благодаря этому Лига начала привлекать на свою сторону крупных спонсоров, таких как Bud Light , Coca-Cola и Toyota. Помимо внутренних доходов от ивентов, получение доходов от спонсоров являются подушкой, на которой Overwatch League планирует выйти в чистый плюс.
Возможен ли переход на франчайзи в будущем?
Не все киберспортивные дисциплины созрели для перехода на новую ветвь своего развития. И тому есть ряд причин. Многие отмечают, что франчайзинг убьет низовой сегмент киберспорта, избавившись от открытых турниров и появления “Темных лошадок”.
Поскольку франчайзинг ведет к сделкам по предоставлению эксклюзивных прав на СМИ, его распространение в киберспорте может быть ограничено. Overwatch League в первых двух сезонах имела договоренности с ABC/ESPN и Twitch, поэтому ее игры не транслировались на YouTube.
Франчайзинг убил несколько старых команд. Не так давно Call of Duty League столкнулась с ситуацией, когда достаточно крепкие коллективы были вынужден пасть перед дилеммой: переходить или нет. Все дело в том, что парочка известных команд не стали переходить на франчайзинговую систему, которая стартует в 2020 году. Одной из таких команд выступила организация 100 Thieves.
В лице главного преимущества франчайзинговой системы Activision Blizzard стоит отнести локальный характер распределения маркетинговых прав. Такая форма проявления франчайзи уже заслужила положительные отклики от владельцев и руководителей Overwatch League.
Все это говорит лишь о том, что в ближайшем будущем все больше профессиональных киберспортивных дисциплин станут переходить на франчайзинговую систему. Это должно не только привлечь крупных “игроков” для финансирования Лиг, но и дать мощный толчок развитию всего киберспорта. Мы считаем, что франчайзинг сможет вывести киберспорт на совершенно новый уровень, максимально приблизив индустрию к большому спорту.