Это нечасто озвучивается, но Inferno в современном Counter-Strike – одна из самых коварных карт. Ее узкие улочки уже неоднократно разрушали надежды лучших команд на свете, но они снова и снова идут прямиком в эту ловушку. Будь ты хоть NiKo, хоть S1mple или Dev1ce, играй за Astralis или mousesports – Inferno не видит разницы. Этот солнечный городской пейзаж только выглядит мирным, со всеми своими разноцветными домиками, ставнями и клумбочками. На деле – это сущий ад, на что прямо намекает ее название.
Но оставим семантику в стороне. Нынешняя тенденция такова, что Inferno очень часто избегает бана и нередко становится решающей. Ее готовы играть и топовые команды и “темные лошадки”. Некоторые, как Na’Vi или Liquid, пытаются сделать ее своим домом. И есть ощущение, что напрасно. Инферно порождает самые неуверенные победы – она абсолютный чемпион овертаймов и зыбких результатов, вроде 16:14.
ESL One Cologne 2018 продемонстрировал наглядно, как часто команда-фаворит проигрывает эту карту, и как умело пользуются этим не самые опытные коллективы. Успехи BIG и ENCE наглядно показывают, как “легко” можно победить лидеров, насколько уменьшается разница в классе команд, когда речь заходит об Inferno. Позже мы подробней рассмотрим статистику, стоящую за этим явлением, чтобы не быть голословными, а пока вспомним другие памятные “неожиданности”, случившиеся здеcь. С тех пор как карта вернулась в соревновательный пул их было немало.
- PGL Major Krakow 2017. Жертвы: FaZe, SK Gaming, Cloud9. Победители: BIG, которые уже тогда сделали ставку на Inferno, раскусив ее неоднозначность. Gambit тоже взяли несколько важных побед.
- Финал ELEAGUE Boston Major 2018. FaZe пострадали от cloud9, и матч зашел в глубокий овертайм, где результат мог быть любым.
- Astralis и FaZe за прошедший год оступились тут неоднократно, в самый неподходящий момент.
- Отборочные к осеннему мейджору в Лондоне – Americas Minor. NRG упускает свой шанс, будучи абсолютными фаворитами турнира, именно тут проиграв eUnited и CompLexity.
- NiP выходят в финал на IEM Oakland -2017, победив SK – самую грозную команду на тот момент.
Обычная история на Inferno – cloud9 “на тоненького” проходит в овертайм финала в Бостоне.
Тенденция разрастается.
Вышесказанного, пожалуй, маловато, чтобы предъявлять Инферно претензии. Но в последние 3-4 месяца она окончательно вышла из-под контроля, превращаясь в самую непредсказуемую карту на высшем уровне Counter-Strike (интересно, что статистика, представленная далее, не отражается во вторых эшелонах). Долгое время большинство матчей игралось на Mirage, и сейчас Inferno почти cравнялась с вечным лидером пула. В нынешнем метагейме она имеет перевес в пользу террористов – около 53-55% раундов выиграно в атаке. И это на карте, которая долгое время считалась сильно CT-ориентированной.
Итак, все матчи на Inferno за недавнее время с крупных турниров (всего 36 случаев):
В графе “Информация” исход матчей оценен с точки зрения ожидания от матча. Когда фаворит проигрывает слабой команде мы оцениваем это, как “провал”. Ситуация, когда фаворит находился в двух-трех раундах от поражения, для нас также интересна. Счет 16-12+ обозначен как близкая игра. Отметим и то, что тотальных разгромов набралось всего три-четыре штуки.
Показательный момент происходит между Luminosity и G2 на DH Open Valencia (выделен в таблице). Французы уступают в Bo1 группового этапа на Inferno, и все равно выбирают эту карту в последующем Bo3, как решающую… И, как водится, – роковую.
Теперь посмотрим на сводную диаграмму для “нормальных”, “близких” и “провальных” игр.
Предполагаемый лидер выигрывает в 60% случаев и только в 40% – уверенно. Весьма “говорящая” статистика.
Необходимо отметить, что фавориты в CS:GO редко дают себя обойти. Чем выше они находятся в рейтингах, тем увереннее они играют против слабых оппонентов. Это хорошо отражают букмекерские коэффициенты; они довольно аккуратные, и редко обещают серьезную прибыль при ставке на лидера.
На каждое попадание условных “BIG” в финал крупного турнира приходится с десяток поединков Astralis и FaZe друг с другом или с командой из ТОП-10. Последний раз когда чемпионат Premier-уровня был взят “темной лошадкой” – это, пожалуй PGL Krakow Major 2017. И как мы уже упоминали, Gambit не стеснялись играть Инферно, только-только вернувшуюся в соревновательный мап-пул.
Почему так происходит?
Беглый просмотр матчей высшего уровня сразу же показывает, что это – нетипичная ситуация. Другие карты ощутимо реже выдают результат с 10 и более раундами у проигравшей команды. Всему виной, конечно, “природа” Inferno.
Нынешний пул карт можно разделить на три категории:
Тактические – Mirage, Nuke, Train, Overpass. Здесь важнее прочего – сыгранность команды, ее подготовленность и знание карты. Если нет практики, налаженных комбинаций и взаимодействия – шансов немало. Они же становятся, как правило, “домашними” картами коллективов.
Так называемые Skill-Based карты – Cache и Dust2. Тут основные стратегические подходы изучены вдоль и поперек, меньше импровизации, и исход очень часто зависит от персонального выступления игроков. Для Dust2 очень важно личное умение снайперов. 21% фрагов добывается с AWP, еще немного – со Scout.
Инферно единолично представляет собой третью категорию. Конечно, предыдущие аспекты все еще важны, но многое отступает на задний план. Тактика обеих сторон не предлагает каких-то инноваций, большинство подходов испробовано. Зато прекрасно работают старые трюки – пассивная игра в защите с ловушкой на одной из точек, неожиданные форс-закупы, делающие свое дело в тесных пространствах, или раскачивание обороны соперника, когда в последний момент меняется вектор атаки. При этом штурм точек обычно происходит так плотно, что всё решается при первом лобовом столкновении, где слишком многое и слишком часто идет не по плану.
Тут крайне эффективны гранаты – они дают контроль карты для террористов и покупают время для CT. Одна дымовая, один молотов может легко перевернуть ход матча с ног на голову – карта, как мы уже сказали, тесная. Возрастает важность экономики, и, следовательно, отдельно взятых раундов. Все это увеличивает риски. А вот роль AWP снижена – на инферно только 14% фрагов делают снайперы, что тоже влияет на баланс. Нынешние топ-коллективы довольно AWP-зависимые. Cтолько же у Overpass – 14%, а хуже только Nuke – 10% (Последнему есть объяснение – чем “вертикальней” карта, тем менее уверенно чувствует себя снайпер).
Выводы.
Есть все основания полагать, что фаворитам надо избегать Inferno как огня или предлагать нечто, что застанет противника врасплох и снизит риски. А вот командам, которые теоретически слабее, следует стараться играть ее как можно чаще, тренировать и отрабатывать на максимум. Ни один букмекер не даст им шанса в 40% против лучших команд. А он – есть!