Сегодня нашим гостем стал человек, который уже больше года делает великолепный обучающий контент по Dota 2. Бывший стример, ютубер и просто отличный парень XENO. Мы поговорили с ним про его путь от рядового стримера, до одного из самых крутых русскоязычных ютуберов. Узнали, сколько он зарабатывает, и с какими трудностями сталкивается в процессе создания видеороликов. Читайте обо всём этом и многом другом в нашем материале!
Расскажи немного о себе: как зовут, где ты родился, чем занимался до ютуба, чем занимаешься в свободное время и т.д?
Зовут Ваня, мне 22 года, родился в городе Королёв. Это подмосковье, примерно 5-6 км от Москвы. С ранних лет хотел быть программистом. На момент, когда начал заниматься медиа деятельностью я учился на 3-м курсе. Но честно сказать, я был не в восторге от этого, потому что ошибся направлением. Уже тогда я очень много играл в Доту. Сейчас занимаюсь, в основном играми. Причём в данный момент я практически не играю в Доту, можно сказать, взял перерыв, слишком долго она не обновляется.
Как ты познакомился с Дотой? Сколько лет ты уже играешь в неё и не устал-ли ты от игры?
С дотой познакомился в 2012 году, сразу после TI2. Он был в августе, а я начал играть зимой. Первый инт, который я смотрел, был TI3. В тот момент это была “хайповая тема”, да и друзья позвали, правда, я был против. Я всегда был против менять игры, но рано или поздно всегда соглашался.
Не устал-ли? Это очень трудно понять, потому что раньше ты можешь сказать “Вот, эта игра меня задолбала, я не буду в неё играть”, а сейчас всё по-другому. Ты должен играть, для того, чтобы было что снимать и чтобы голова работала в этом направлении. Очень трудно разделить усталость от игры и от деятельности, потому что теперь это абсолютно разные понятия. От игры – да, устал. От деятельности – нет. Но очевидно, что она даётся мне всё труднее и труднее. Но я уверен, что так у всех.
В какие игры играешь, помимо доты?
Сейчас в WoW. Раньше играл в PUBG и Hearthstone, но это было давно.
Как вообще ты пришёл к тому, что хочешь обучать людей играть в Доту?
Мне ещё со школы нравилась эта тема. У меня был выбор: пойти программистом или педагогом. В педагоги я не пошёл, потому что это гуманитарная сфера и мне это не очень нравится. Но сама профессия мне изначально нравилась. Просто, когда я получаю для себя какую-то информацию, то очень хорошо запоминаю “ход” этой информации, ход мыслей. И, передавая этот “ход” другому человеку, намного легче ему что-либо объяснить и для меня это классно. Ещё со школы я использовал это. На день учителя, когда все остальные ведут по одному уроку, я оставался на целый день и мне это очень сильно нравилось.
Моей первой деятельностью были стримы. На твиче много хороших игроков, с высоким рейтингом. А у меня тогда было 6000 ммр и план: сделать акцент на то, что я играю и объясняю все свои действия. Со временем на трансляциях стали появляться люди, они задавали вопросы и тем самым показывали, что интересно неопытным игрокам. Через год я просто пришёл на Ютуб и стал отвечать на эти самые вопросы, которые я подсознательно запоминал.
Знают ли твои родители о том, чем ты занимаешься? Если знают, то как относятся к этому а если нет, то почему?
Очевидно, что у многих людей, вроде меня, родители изначально в шоке и не понимают, зачем вообще это всё нужно. Наверное, я могу без зазрения совести сказать, что в плане борьбы родителей с компьютером, в моём случае это было гораздо более существенно, чем у других. По крайней мере, из тех, кого я знаю. Годам к 18, когда я уже переехал жить один, они в этом плане сдались, так сказать, наложили на меня крест. В год, когда я начал стримить, я сказал им, что ухожу из Института и попросил у них год. Мол, они мне помогают с деньгами, а через год я становлюсь сам по себе. И, честно говоря, не очень-то год получался. Но к концу я начал заниматься ютубом, у меня появились какие-то финансы и они меня признали. Сейчас мама очень хорошо к этому относится, интересуется и даже иногда помогает мне.
Сколько времени в среднем уходит на создание одного ролика, и сколько людей работает над ними?
Пока что, я работаю только сам. Иногда, я советуюсь с другими людьми. В случае, если в ролике много не моей информации, то я об этом прямо говорю, но так было всего пару раз.
Очень трудно понять, сколько уходит времени, потому что процесс очень растягивается. Сначала нужно написать текст, а после начинается техническая работа. И вот на написание текста может уйти день, может 5 часов, 2 часа. В среднем, около дня, с учётом перерывов.
И я могу сказать, что это мало! Потому что я, например, почти не заморачиваюсь над техническими моментами. У меня вся сила уходит на текст. Я знаю, что другие каналы, с текстом, как у меня, тратят на монтаж гораздо больше. И у них может уйти не день, а пять. И я хотел бы лучше делать техническую часть видеоролика. Но я не очень-то то и умею, а нанимать других людей, пока, не хочу. Суть в том, что день – это мало, и наверное стоило бы тратить больше времени.
Сколько ты зарабатываешь и считаешь ли ты это достойным заработком?
Именно точную цифру в месяц мне очень трудно назвать. Зачастую происходит так, что какой-то рекламодатель покупает у тебя 10 роликов, рассчитывая, что они выйдут за месяц. А ты выпустил не 10 роликов, а 7, и какие-то из них продал другим рекламодателям. В итоге это всё начинает растягиваться и ты отдаёшь эти 10 роликов спустя не месяц, а два или два с половиной. И посчитать, сколько именно в месяц ты получил довольно трудно. Скажу просто: обычно это 13-15 тыс. рублей за ролик, плюс монетизация с Ютуба 5-6 тыс. рублей. Но много ещё зависит от времени. Если будет The International или крупный патч, то очевидно, я цену подниму.
Слово “достойная” очень субъективное. Задай мне этот вопрос год назад я бы 100% ответил “Да, достойная. Я горжусь собой!”. Сейчас – нет. Потому что сейчас мне это уже привычно. Я знаю многих людей, которые зарабатывают больше. Более того, я сам мог бы гораздо больше монетизировать свой Ютуб канал – вставлять туда больше рекламы, другого качества и прочее. Но я этого не делаю, потому что мне не очень-то нужны деньги. Я не трачу столько в месяц. У меня iPhone 5s с разбитым экраном, которому уже больше пяти лет, и я даже не покупаю себе новый, потому что он мне не очень-то и нужен. Поэтому мне очень сложно сказать, достойно это или нет.
Смущает лишь то, что любой человек в этой деятельности переживает по-поводу того, что он не от себя зависит. Я завишу от доты – будут ли в неё играть. Завишу от Ютуба – будет ли он рекомендовать мои ролики. Завишу от интернета – закроют ли его в России. Будь у меня обычная работа, с начальником и карьерной лестницей до конца жизни, то я был бы спокоен и вообще об этом не думал. Но я знаю, что мой заработок слишком рандомен, и может прийти, а может уйти. Грубо говоря, тебе кажется, что сейчас всё пропадёт, а ничего другого ты делать не умеешь. Это я к тому, что такой заработок недостоин именно в этой сфере.
Почему ты перестал стримить?
Очень много негативных эмоций было. Мне трудно играть, когда за мной кто-то смотрит. Дотерское коммьюнити слишком цинично. Оно слишком любит оценивать игру других людей, особенно когда-то кто-то кого-то пытается научить. А я никогда не мог молча играть на стримах. Да и финансово это не слишком выгодно – слишком много сил уходит, и слишком мало прибыли.
К тому же, я не считаю себя хорошим игроком. Я играю намного хуже, чем должен был бы играть. У меня слишком мало тренировки – я просто мало играю на совершенствование. Из-за это у меня слишком большое различие между уровнем теории и уровнем практики.
Все твои обучающие ролики похожи на очень хорошие лекции. В плане организации информации, её подачи и импакта ты, на мой взгляд, уже давно обошёл знаменитые гайды и серию видеороликов “Играй, как про” от Рухаба. Скажи пожалуйста, как тебе удаётся держать планку?
Это очень трудно понять, но я бы не сказал, что мне удаётся держать планку. Если всё же предположить, что да, держу, то причина наверное в том, что в каждый ролик я пытаюсь заложить идею. Конкретный вопрос и конкретный ответ. И обязательно это должно быть применимо на практике. Если я сниму ролик на классную, интересную тему, но при этом, на практике, это информацией человек не сможет воспользоваться, то этот ролик и не нужен. И вот этого я избегаю. Мне кажется, что многие, кто снимает обучающие ролики ошибаются на этом моменте. Они снимают обучение, ради обучения. Если отвечать кратко: Во каждом ролике должно что-то, что меня удивило.
Плюс, у меня хорошая память и я помню, каким я был, когда только начинал играть в доту. Каким я был, будучи своим зрителем и какие я задавал вопросы. А раз я это помню, то мне легче представить, какие вопросы возникнут в голове у моего зрителя. Просто, я очень много общался с 8-9к игроками и тренерами, которые очень много понимают в самой игре. Но все они не отвечают на вопросы зрителя, они, грубо говоря, тренируют себе подобных. Дают слишком сложную информацию и не отвечают на вопросы 2-3к игрока.
Продолжая тему Рухаба и студий вещания: не хотел бы ты попробовать себя в роли аналитика/комментатора на турнирах?
Хотел бы, и пробовал! Я очень много комментировал, пока стримил. А до момента, когда у меня появился Ютуб, я учился в комментаторской академии. На последнем TI я тоже много комментировал, но в рамках своего канала, не профессионально. Но не складывается у меня с комментированием – я недостаточно эмоционален. Мне ещё в академии говорили об этом. Комментатор не должен быть дотером, он должен минимально разбираться в доте. Главное – он должен быть эмоциональным, должен делать шоу. Поэтому, я бы попробовал себя в роли аналитика. Мне кажется, что это подошло бы мне больше.
Многие популярные стримеры и ютуберы, недавно, начали возвращаться на свои мейн-аккаунты с высоким ММР. Как часто ты играешь на своём “родном” рейтинге и почему?
Очень редко. Последний раз я много играл в Апреле и, должен сказать, что это было самое продуктивное время, для меня. Для игры на своём рейтинге нужно много нервов и мотивации, потому что, когда ты там играешь, ты часто проигрываешь. А чтобы человеку проигрывать и продолжаться этим заниматься – ему нужно быть уверенным в том, что ему это нужно. Мне же, это пока не нужно. Но как показывает практика: во время игры на своём рейтинге мне в голову приходит наибольшее количество идей для роликов.
С какими трудностями ты сталкиваешься или сталкивался в процессе создания роликов?
Лично для меня, это то, для кого я хочу снять ролик: для людей, которые что-то понимают или для людей, которые ничего не понимают. Это очень сложно, потому что ты не знаешь, кто тебя смотрит. С одной стороны – это 2к челы, которые ничего не понимают, с другой – эти же 2к челы постоянно пишут в комментариях “Это было очевидно. Я уже всё знал. Зачем ты об этом рассказываешь?”. Когда я начинал снимать ролики, то делал их более углублёнными, более сложными. Но чем больше я снимаю, тем больше я понимаю, что возможно, люди, которые меня смотрят, вообще ничего не понимают в доте. И со временем я начинаю снимать всё более и более примитивно. Я не знаю, хорошо это или плохо, честно не знаю. Потому что появляются люди, которым это не нравится и одновременно с ними появляются те, кому это заходит.
Я уже и сам давно перестал понимать, что понимают люди на разных уровнях игры. Раньше я точно знал, что на 2к понимают “это”, а на 6к “это”. Сейчас же, всё сломалось. Очень многие ребята, которые, казалось бы, не должны ничего понимать, понимают гораздо больше, чем 6к игроки. Если вы посмотрите, то на 2к, в основном играют люди, которые играют в доту минимум с 2013 года. Т.е всю свою жизнь! А игроки на 5-6к могут играть 1-2 года. Это полный абсурд!
Как ты смотришь на то, чтобы попробовать пробиться в киберспорт?
На самом деле никак, потому что это слишком сложно для меня. Я просто не играю на свой рейтинг. Твои амбиции зависят исключительно от успехов. Раньше я рос, апал рейтинг и думал: “Я крутой! Пойду в киберспорт!”. Но я не улучшаюсь уже на протяжении многих лет и мне начинает казаться, что я слабый.
Но я понимаю, что если я сяду и годик поиграю на своём рейтинге, то смогу хоть чего-то добиться. В общем: сейчас кажется, что нет, не получится, но это всё из-за того, что я даже не пробую. Замкнутый круг.
Немного про твой проект “Replay Review”. В последнее время ты вообще не разбираешь игры обычных “работяг”, а только бустеров или профессионалов. Так же, насколько мне позволяет память, начинал ты это проект вместе с ещё одним человеком, с которым вы вместе комментировали игры, однако, он не появляется в роликах уже очень давно. Почему так?
Этот проект вообще не моя идея. Это изначально была идея того человека, с которым мы разбирали игры. Он мне в своё время очень сильно помог, а я таким образом, помогал ему. Мы изначально договаривались, что будем комментировать вместе, потому что я не потяну в соло 2 канала. Но в один момент получилось так, что я остался один. Я очень не люблю этот проект, потому что он не по моей волей создан, ещё и в таких условиях. Я всё время уделяю ему меньше сил, чем надо, и там выходит, на мой взгляд, некачественный контент.
Игры работяг, профессиональные игры и прочее – это всё не мои идеи. Изначально всё строилось на том, как будет прибыльнее и что люди будут больше смотреть. Казалось, что разборы обычных игр будут смотреть больше, потому что разборы профессионалов и так снимают, но нет. Не нужно было придумывать велосипед. Нужно снимать что-то “хайповое”, как-то “хайпово” это назвать и это соберёт просмотры. Но по-факту: “Что-то фигня, что это фигня”. Лично мне этот проект очень не нравится и там уже давно ничего не выходит, потому что у меня банально не хватает сил. Я не знаю, что с ним будет в будущем.
Буквально недавно проект “Онлайн-Школа Dota 2” объявил о том, что ты будешь одним из его участников. Расскажи чуть побольше о самом проекте, о том как ты попал туда и кем в нём являешься.
Изначально это просто была рекламная компания, мол, это подходит под мой канал. Потом я пообщался с создателем и он предложил, чтобы я принял в проекте участие. И я согласился. Пока неизвестно что я буду там делать. В будущем, возможно, что буду там что-то вести. Но я уверен, что чем дальше, тем больше будет проект развиваться. Я пообщался с создателями и они к этому очень серьёзно относятся. Просто, это уже не первый подобный проект, с которым я имею дело. И ребята, которые были до этого, не совсем понимали, чего они хотят. Сейчас всё по-другому.
Продолжая тему обучения, задам немного странный вопрос: “Хотел бы ты создать факультет киберспорта по Доте, где ты бы стал одним из “преподавателей” и почему?”
Да, хотел бы. Лично для меня, это было бы лучшим продолжением “карьеры”. Очевидно, что индустрия не стоит на месте: те же самые онлайн школы. Если бы 3 года назад кто-то об этом заговорил, то на него посмотрели бы, как на идиота. Сейчас всё по-другому. И я предположу, что индустрия и дальше будет развиваться. Так что факультет киберспорта в будущем – это вполне реально. Возможно, не на государственном уровне, а хотя бы на частном. Хотя… Может и на государственном.
Для большинства – это неправильная работа. Существуют правильные работы, на которые люди ходили и ходят всю жизнь, а это что-то странное, непонятное и неправильное. И если предположить, что эта сфера так и останется неправильной, странной и ненадёжной, то единственный возможный переход от этой стадии к общепринятому и нормальному – это сфера обучения и “факультет” киберспорта. Это то, почему я хотел бы в этом участвовать.
Чем планируешь заниматься, когда разберёшь всех героев, предметы и механики?
Глупо думать на эту тему, глупо что-то загадывать. Дота обновляется и предположу, что ко времени, когда я всё это сниму, выйдет большой патч “вроде” 7.00 и всё нужно будет снимать снова. Да и существует множество других форматов. Раньше, я как раз старался придумывать новые форматы. Сейчас т.к я не очень горю этим, я перестал придумывать что-то новое. Но это пройдёт – снова буду гореть, снова буду придумывать что-то новое.
Уже совсем скоро выйдет глобальный патч. По-твоему, какие изменения нас в нём ждут?
Не знаю. Не люблю прогнозировать патчи, потому что это неблагодарная работа, которая ничем не заканчивается. Всегда хочется, чтобы тебя удивили. Почему все любят патчи? Потому что что-то новое – это всегда сюрприз! Я тоже люблю сюрпризы! А если я буду думать об этом, то исчезнет фактор сюрприза. Но хочется предполагать и хочется верить, что что-то глобальное. Глобально дота не менялась уже очень давно. Последний раз был, когда три лейна ушли, а это было года 2 назад. Меняются герои, темп игры, но именно в устройстве игры ничего не меняется. И судя по тому, как Valve сейчас потеют над дотой, в плане матчмейкинга, то что они патч задерживают это, конечно, плохо – нас действительно ждут глобальные изменения. В плане фиксов героев и прочего, то это очевидно – будут нерфить тех, кто играл на инте и первом мажоре.
Зато я люблю читать чьи-то идеи: недавно наткнулся на пост, где говорили, что будет 2 ультимейта, как в Хотсе. Это было бы очень прикольно. Я играл в Хотс какое-то время, и там это очень круто реализовано. Но слабо верится, что это появится, потому что слишком глобальная работа.
Что лично тебе хотелось бы увидеть в доте в глобальном плане?
Любых, в глобальной механике игры: 2 ультимейта, 4 атрибут, новые таланты, да всё что угодно! Однозначно хотелось бы чего-то глобального, чтобы люди снова заинтересовались в игре. Но если быть реалистами, то вряд ли сейчас что-то такое будет. Мне так кажется. Скорее будет что-то вроде того, как в своё время добавили Status Resistance.
Какие советы ты бы дал людям, которые хотят заниматься тем же, чем занимаешься ты?
Главный совет – используйте любые возможности, вообще любые. Меня это спасло. Просто был какой-то человек, который предложил свою помощь. Он сказал, что поищет человека, который смог бы меня захостить. Он мне нашёл какого-то стримера, у которого в подписках был какой-то Ютубер, с которым я потом случайно начал общаться. После он записал со мной интервью, многому научил меня и сейчас я всё это имею. Это всё так красиво звучит, как будто мне крупно повезло, но таких случаев в моей жизни было миллион! Куче людей я отвечал “да”, просто ни к чему это не приводило, а именно этот случай привёл. Сам ты, исключительно своими силами, скорее всего, ничего не добьёшься. Если быть реалистом – нет, не добьёшься. Поэтому используй любые связи, любые возможности, всё что угодно! И запасись терпением! А чтобы запастись терпением ты должен чётко видеть свою цель и верить, что ты её добьёшься.
Из более практичных советов: изучай всё. Кто что делает, и как у него это получается. Основное, что должен понимать человек в этой сфере – это что нужно зрителю. Это можно делать, как я, ставя себя на место зрителя, а можно смотреть, как это делают другие. Нужно перенимать любой чужой опыт, насколько бы сложным тебе это не казалось.
Это был последний вопрос.
А сейчас мы проведём небольшой блиц. Твоя задача максимально быстро и необязательно коротко ответить на заданный вопрос.
Na`Vi или VP?
Ни те, ни другие. Потому что ты привязываешься к коллективу, к конкретным игрокам. Когда я только начинал смотреть Доту – я смотрел только игры Na`Vi, я учился играть по их играм. Все другие команды я не смотрел из принципа. Так же я привязался к VP, за время их хайпа. Поэтому: в начале ответил бы “Нави”, 3 месяца назад “ВП”, а сейчас отвечу “ни те, ни другие”.
RuHub или Maincast?
Maincast. На Рухабе очень мало людей, которые мне импонируют.
В какой команде хотел бы играть?
Не знаю. Мне очень трудно оценивать уникальность игроков в команде. Поменяй всем игрокам ники – и я не отличу одного от другого. Это делает ещё более абсурдным то, что я говорил раньше. Потому что ты вроде привязываешься к игрокам, но при этом не можешь отличить их игру друг от друга. Спроси у меня, чем отличается мидер EG, от мидера OG, и я не назову ничего, кроме пула героев. И я уверен, что все так. Я мог бы назвать, чем они отличаются друг от друга, если бы я анализировал их игры вообще следил за ними. Но я этого не делаю, поэтому для меня все команды практически одинаковы.
Arc Warden или Ember Spirit?
Очень подлый вопрос! Пусть будет так: Arc Warden для души, Ember для птсов.
Твой самый любимый трек.
У меня их несколько, но не думаю, что они много кому зайдут. Я просто любитель тяжёлой музыки. То, что играет на стримах – это немного не то. Для себя я слушаю более тяжёлую музыку, я просто не могу ставить её на стримы, потому что никто не будет такое слушать.
Вот три самых любимых:
- Architects – C.A.N.C.E.R
- Hopes Die Last – Alpha Wolves
- Bring Me The Horizon – Avalanche
Кого удалить из игры: Techies или Pudge?
Никого. Я не сторонник того, чтобы удалять кого-то. Но если бы я сгорел и на эмоциях у меня был бы выбор, то Techies. Просто, бывает такое, что ты об него разбиваешься. У тебя всё хорошо, просто великолепно, но ты тупо разбиваешься о течку.
Хорошо, на этом всё. Спасибо тебе. Очень приятно было пообщаться. Надеюсь, что это не последний наш разговор. Хотелось бы встретится с тобой в будущем на каком-нибудь ЛАНе или даже в студии.
И тебе спасибо!