Существует несколько подходов к выбору маппула у команд. Не секрет, что перед каждым матчем команды пикают/банят карты. И в большинстве случаев матч выигрывается уже на этом этапе. Но как все-таки команды выбирают маппул?
Ошибочно полагать, что пики карт можно рассчитать на основе статистики. Вообще статистика очень коварная наука, которая дает много неверностей. Например, она не включает последние изменения в пуле команд. Поэтому нельзя смотреть на процент винрейта команд, исходя из которого и делать выводы.
Статистика, безусловно, полезная вещь, но более правильнее смоделировать стратегию выбора карт. Здесь сочетаются целый ряд факторов: оценка команды, результаты, предпочтения. По мере развития CS:GO появились две школы мнений абсолютистская и релятивистская.
Абсолютист и релятивист
Абсолютист – это тип лидера команды, который предпочитает комфорт. Они выбирают свою лучшую карте, даже если это одна из лучших карт противника, потому что у них есть абсолютная уверенность в своей способности победить команду противника.
На противоположной стороне находится релятивист. Подобный тип лидера мыслит в относительной силе. Релятивисты не выберут свою сильную карту, если знают, что противник также силен на ней. Они играют не на своих сильных сторонах, а на слабых соперника. И все равно, что другая карта может быть не лучшим образом подготовлена у своей команды.
И та и другая точка зрения имеет место на жизнь. Как у тех, так и у других есть свои преимущества и недостатки. Первый, как правило, считается безопасным подходом и используется командами или игроками, которые предпочитают комфорт. Последний же больше подходит игрокам или командам, склонным идти на риск.
Трудность в определении оптимального маппула заключается в том, что подход может меняться даже по ходу сезона. Он зависит от настроения игроков и капитана, смены тренеров и пр. Но увидеть разницу между подходами, типами лидеров, можно только на примере двух капитанов.
MSL как абсолютист
Такие умы, как MSL, как правило, выбирают сильные стороны своей команды, чтобы иметь как можно больше шансов на победу.
MSL олицетворяет собой абсолютиста. Но за свою позицию он часто подвергался критике, поскольку всегда выбирал сильную для команды карту. Его стиль выбора карт имеет свою логику, если учесть, что на протяжении большей части своей карьеры его команды часто были заполнены новичками или игроками, заканчивающими карьеру. С такими игроками имеет смысл иметь исходить из своих сильных сторон, а не вдаваться в истерию и выбирать наугад, устраивая азартные развлечения в важном матче.
Обратная сторона – предсказуемость. Команда может получить преимущество при подготовке, но недостатком послужит тот фактор, что соперники будут заранее знать ее маппул.
Karrigan как релятивист
Финн Андерсон часто посматривает на статистику и сыгранные встречи соперника. Это позволяет ему определять сильные и слабые стороны своего коллектива при выборе карт.
Финн Андерсон – противоположность MSL. Если у него будет возможность удивить и обхитрить соперника, он обязательно сделает это. Как и у MSL, его выбор карт основывается на знаниях и полученном опыте. Karrigan запросто подстроиться под игроков, дав им максимум возможностей для реализации потенциала на карте в конкретной ситуации.
Именно поэтому он смог помочь таким командам, как Dignitas/TSM и FaZe. Он был капитаном в этих командах. Финн Андерсон вырастил в этих командах молодых игроков, приспособленных к любой карте. Он именно тот, кто может смоделировать маппул за считанные секунды, основываясь только от игры соперника на определенной карте. Исходя из этого он взвесит все “за” и “против”, после чего примет решение.
Показательный пример того – IEM Sydney в 2017 году. FaZe и Astralis были двумя лучшими командами в мире. Но оба коллектива не играли Cobblestone. Поэтому команды решили сыграть в игру, вычеркивая нежелательные карты. Суть задумки была такова: соперник должен был первым пикнуть Cobblestone, чтобы дать возможность сыграть на желанной карте. Karrigan всех обхитрил. Карту пикнули датчане, а победа на ней досталась FaZe. Чуть позже стало ясно, что капитан просто скрывал подготовленность к карте. Этот пример особо показателен, ведь чуть раньше команды уже встречались на Cobblestone. Тогда победа досталась Astralis. Таким образом, Karrigan сыграл на уверенности датчан, будучи хорошо готовым к выбору карты.
Стоит сказать, что большинство капитанов находятся между релятивистом и абсолютистом. И ярким примером служит капитан Astralis gla1ve.
Пример Astralis
Гибридный подход gla1ve ставит соперника в неприятное положение. Он всегда ищет слабые стороны соперника, играя на своих сильных.
Проще рассмотреть на примере подход датчанина к маппулу. Astralis играли против mousesports в рамках ECS Season 6 и ESL Pro league Season 8 Finals. На ECS Season 6 были следующие пики:
- mousesports вычеркнули Overpass.
- Astralis забанили Cache.
- mousesports пикнули Mirage.
- Astralis пикнули Nuke.
- Дейсайдер – карта Dust 2.
Здесь gla1ve явно пошел по абсолютистскому пути. Команда предпочла сыграть на карте Nuke, которая была сильнейшей в маппуле датчан. В результате команда победила mousesports со счетом 2:0.
А вот выбор карт в рамках ESL Pro league Season 8 Finals:
- mousesports вычеркнули Overpass.
- Astralis забанили Cache.
- mousesports пикнули Mirage.
- Astralis пикнули Inferno.
- Дейсайдер – карта Dust 2.
gla1ve пошел на такой трюк вполне осознанно. Он понимал, что “мышки” подготовились к их Nuke. Поэтому решил сыграть на неожиданности, выбрав еще одну свою сильную карту. В то же время Inferno не был лучшей картой в маппуле mousesports. И здесь мы видим релятивистский подход от лидера датской команды.
Два подхода к выбору карт
Теперь вы поняли, каким образом капитаны команд могут перехитрить соперника. Посмотрев на различных капитанов, можно яснее понять разницу между двумя подходами. Абсолютист всегда выберет свою лучшую карту, сведя риски для своей команды к минимуму. Релятивист рискнет, чтобы смутить противника и сыграть на этом. Но эти риски не такие, что команда ныряет в омут с головой. Выбор карты основывается на слабой слабой стороне соперника только в том случае, если капитан уверен в карте.
Теперь, рассмотрев два подхода, вы можете видеть битву команд еще до старта матча. И ведь действительно, что команды начинают игру еще при выборе маппула. Но за этим мало кто следит.