Последнее время раздается много упреков в сторону системы проведения мейджоров от Valve. Lurppis и TACO, Thorin и Allu высказывали критику различных ее аспектов. Что же с ней не так? Для начала отметим самое главное. Формат соревнования призван подобрать сопоставимых соперников, предоставить зрителю высший уровень состязания. Это основная мысль, на которую опирается данная статья. Поэтому, даже в большом спорте существуют рейтинги и распределение команд по классу. Особенно остро проблема форматов проявляется к стадии плей-офф, когда мы получаем неравные сетки, и матчи Давидов против Голиафов.
CS:GO majors lost its prestige
The first step back was changing the format to Swiss format
Second, creating non-sense roster locks rules
Third, making stickers to teams that are playing the qualifier (my team is also challenger so i’m not being jealous)
and few more things
— Epitácio (@TACOCS) July 11, 2018
TACO не в восторге от швейцарской системы.
Полный формат проведения мейджоров довольно запутанный, и чтобы оценить его, надо взглянуть на всю систему целиком. Разберем поэтапно, сверху вниз. Как же устроен Major?
- New Champions Stage (Стадия новых чемпионов).
- New Legends Stage (Стадия Легенд).
- New Challenger Stage (Стадия новых претендентов).
- Minors (Региональные майноры).
- Closed Qualifier (Закрытые Квалификации).
- Open Qualifiers (Открытые Квалификации).
Таковы все этапы соревнования. Некоторым коллективам приходится проходить их в полной мере, другие будут ожидать своих соперников вплоть до Стадии Легенд. Доминирует на каждой ступени принцип “8 старых против 8 новых”, и это, наверное главная проблема, которая сразу бросается в глаза. Разберем каждый детально.
Стадия новых чемпионов.
Формат: Классический ЛАН плей-офф, венец и главный этап мейджора. Всегда имеет 8 участников, всегда олимпийская система, все матчи Bo3. Играется на сцене.
Проблема. В рамках данной статьи этап не представляет собой большого интереса. Но отметим, что его постоянство и небольшое количество участников принижает значимость события. Возможно, что расширение пула до 10-12 команд пошло бы на пользу турниру, но здесь мы упираемся в следующий этап.
Стадия Новых Легенд.
Формат: ЛАН. Швейцарская система. Все матчи Bo1. Происходит вне сцены. Восемь команд-участников плей-офф предыдущего мейджора, ака “Легенды”, встречаются с восемью коллективами, прошедшими стадию New Challengers, чтобы разыграть слоты нынешней финальной части.
Проблема: Сам принцип “легенд” – традиция жанра, которая придает CS:GO некоторую уникальность, но не выдерживает никакой критики. Сейчас это ненужный анахронизм, убивающий соревновательный аспект. Valve Major должен быть эпичным завершением сезона. Моментом высшей славы. Зеркалом красоты игры. На деле же мы получаем 8 коллективов, которые сидели сиднем в течение всего турнира, почивая на лаврах прошлых побед.
За полгода в CS:GO может поменяться очень много, и обычно так и случается. Если победитель или даже финалист прошлого турнира автоматически получает право участия в следующем, – это нормально. Но четвертьфиналист?
“Легенды” CS:GO: Winstrike Team
В нынешние легенды затесалась команда из СНГ Winstrike Team. Команда, бывшая открытием и приятной неожиданностью прошлого мейджора в Бостоне, стала сомнительным украшением грядущего. За минувшие полгода мы не можем отметить у нее никаких достижений. Попробуйте найти Winstrike в мировых рейтингах. Победы на мелких турнирах, вылеты и поражения от тир-3 команд – вот и всё, чем запомнился коллектив. Чтобы “Легенды” выглядели еще хуже, у нас есть действующий чемпион Cloud9, с ростером в три игрока и без капитана. Уже совершенно другие G2, fnatic и MiBR. Не сказать, что эти составы недостойны финальной части, но их форма вызывает сомнение – а смогут ли они показать качественный CS в Лондоне?
Крышкой в гроб формата ложится швейцарская система с матчами Bo1. Когда все решается в единственной игре, слабый коллектив получает куда больше шансов. Практически все серьезные турниры сейчас делают ключевые матчи серией игр Bo3.
Решение: Сократить количество “Легенд” или отказаться от них совсем. Совместить со стадией претендентов. Убрать Швейцарскую систему, или хотя бы сделать игры сериями из трех. Хочется верить, что в этот раз картина изменится.
Стадия Новых Претендентов.
Формат: ЛАН. Швейцарская система. Все матчи Bo1. Происходит вне сцены. По сути – квалификация, “встроенная” в Major. Команды, потерявшие статус “Легенд” на прошлом мейджоре столкнутся с победителями майноров. Снова 8 на 8.
Проблема: Точно такая же, как и в предыдущем случае, но еще и омраченная прошедшим временем. Здесь и вовсе водятся мифические существа из древности. Vega Squadron – результаты еще хуже, чем у Winstrike, и, соответственно, ситуации уже год. При всем уважении и любви к отечественным командам, им нечего тут делать, если они не отобрались через квалификации, или были приглашены за свои достижения. То же касается Gambit, Space Soldiers и Virtus.Pro.
Решение: Как уже было сказано – отменить статусы легенд, и/или совместить эти две стадии в одну, добавив инвайты. Посмотрите на другое детище Valve. В Dota2 сезон всегда был подготовкой к The International, даже когда не было системы DPC. Но мейджоры, как будто говорят нам: “Весь пройденный сезон ничего не значит и никак не влияет на наши состязания.” Удивительное дело.
Региональные Майноры.
Регионы: Азия, Европа, Америка, СНГ. Обсуждаемые далее форматы могут слегка различаться, в зависимости от региона.
Формат: ЛАН. Нынешние майноры в первый раз проходят в месте проведения будущего мейджора. Позиционируются, как самостоятельные турниры с призовым фондом в 50.000 $. Два победителя из восьми команд на регион. Две группы GSL Double Elimination, затем плей-офф Double Elimination, ключевые матчи, внезапно, Bo3. Вот так-то.
Проблема: Майноры – самая справедливая стадия турнира. Никто не может вылететь из-за Bo1, двойная сетка, оффлайн соревнование – ну просто загляденье. Но снова: не хватает инвайтов! (Renegades и Tyloo для азиатского майнора – исключение) А еще странно, когда предварительный этап проработан лучше основного.
Некоторая доля критики досталась майнорам из-за количества мест на мейджор. Сейчас каждый регион имеет 2 слота, вне зависимости от его достижений. Это не очень хорошо, но можно пожертвовать парой мест, ради глобального развития игры. Решить вышеозвученные проблемы основных этапов, и слабые коллективы из далеких стран будут рано отсеяны. Но какой-нибудь паренек из Монголии или Перу сможет увидеть родную команду на главном событии полугодия в CS:GO.
Решение: Как уже было сказано, на этом этапе особенных проблем нет, кроме тех, что связаны с предыдущими и последующими. Логично было бы ввести инвайты именно на данной стадии, если Valve не хочет выдавать путевки прямиком на мейджор.
В данный момент завершаются майноры от FACEIT. Можно убедиться, наблюдая результаты, насколько это сбалансированный формат, по сравнению с прочими этапами.
Закрытые Квалификации.
Формат: Онлайн. На регион: 16 команд, 8 приглашенных, 8 проходят через открытые квалификации. Швейцарская система Bo3 (отборочные к Бостону были Bo1). Снова восьмерка победителей переходит в следующий этап.
Проблема: Несмотря на то, что мы наконец-то встречаем приглашенные команды, это худший вариант из возможных. Онлайн-отборы печально знамениты подозрительными результатами, всяческого рода скандалами и плохой организацией.
К примеру, HellRaisers, взявшие Bets.net Masters и второе место на DH Open Tours 2018 могли бы получить прямой инвайт на ЛАН, какой-либо стадии. Вспомним и NIP, чья победа на IEM Oakland XII не дала им ничего, кроме приглашения в этот бедлам. Игры по сети имеют несколько отличные результаты, что часто подтверждается на онлайн-лигах, – тут вам и пинг, и множество трюков, на которые команды могут пойти ради победы, и пониженный стресс. Многие составы не могут перейти порог ЛАН-турниров, получая прозвище “онлайнеров”.
Решение: Уже озвучено. Сделать инвайты на стадии выше. Отпадет и необходимость закрытых квалификаций.
Открытые Квалификации.
Собственно, доступные для любой команды отборы, на которых мы не будем задерживать пристальное внимание, тут все более-менее ясно. Если кого-то угораздило сюда попасть, не получив инвайта, остается только молиться. 1/16 и 1/8 – Bo1 в онлайне, против совершенных ноунеймов, к которым невозможно подготовиться, а после проигрыша можно будет лицезреть Vac-бан в профиле одного из оппонентов. Все матчи на вылет, в общем – Дикий Запад CS:GO. Если вы думаете, что мы сгущаем краски, то вот пример.
https://clips.twitch.tv/BoldNaiveSandwichFUNgineer
Во время открытых онлайн-квалификаций к Atlanta Major 2017 сразу три игрока получило бан в прямом эфире. KerZe, Ciocordau и SodaH. Остается только гадать, сколько проскочило незамеченными.
Выводы.
Мейджоры не имеют связи с большими турнирами. Инвайт на закрытые квалификации нельзя воспринимать всерьез. По сути мы имеем отвратительный посев команд на каждой стадии соревнования. Это легко приводит к “асимметричным” сеткам в плей-офф главного турнира, скучным играм и, снижению интереса публики, падению престижа мейджоров в целом. Counter-Strike – одна из самых популярных международных дисциплин киберспорта, благодаря простоте и красоте действия и захватывающим сюжетам, особенно когда идет противостояние высшего уровня. Да, в этом формате есть своя прелесть, но она не окупается на длительной дистанции.
Если необходимо протянуть историческую ниточку между мейджорами, наверняка это можно сделать менее напористо. Дайте “легендам” инвайты на квалификацию, которая пройдет в убедительном формате, и в 9 из 10 случаев мы получим лучшие команды на финальную стадию.
Круто + за пост