Наблюдая за матчами команды 9 Pandas на турнире Riyadh Masters 2023 трудно не обратить внимания на тот факт, что практически в каждом матче их соперники банят Дума (Doom). Коллектив приехал на соревнования не только с отличными вариантами стратегий, но и превосходными сигнатурными героями, которые наводят на соперников настоящий ужас. Среди такого рода героев находится и Дум.
На этом персонаже в «Пандах» стабильно играет сразу три игрока, но в данном случае наиболее интересен Владислав «Antares» Кертман, который занимает четвёртую позицию. Однако если Дум в качестве кора или хардлайнера – это вполне обычное дело, то Дум от Владислава вызывает интерес именно в качестве поддержки. На первый взгляд – это безумие, но на практике – это мощный пик. Поэтому предлагаем подробнее разобраться на примере Antares, почему Дум на четвёрки считают слишком недооценённым.
Умения и таланты
Раньше каждый, кто выбирал Дума в качестве поддержки, на ранних стадиях матча брал на 1 уровень Инфернал Блейд (Infernal Blade), но в случае билда Владислава «Antares» Кертмана – этот скилл игнорируется. Причина простая – играть необходимо на собственный фарм. Время от времени даже чересчур жадно. В любом случае Antares никогда не качает третий скилл.
Следующее умение, которое он никогда до поздней стадии матча не докачивает – это ультимативная способность Дум (Doom). Связано это в первую очередь с расходом маны (на 12 уровне до 225 и на 18 уровне до 300 единиц). Дум нужен в основном не для того, чтобы внести как можно больше урона, а «отключить» какого-нибудь персонажа и без особых проблем убить его.
С повышением уровня ульты не снижается скорость перезарядки или длительность. Единственное, что повышается, так это урон. Для лучшего понимания необходимо в билде «Антареса» выбирать следующие таланты:
- Талант на 10 уровне. Левый на +15 к урону от Выжженной земли (Scorched Earth). Причём конкретно этот бонус берётся всегда. Связано это с тем, что сейчас Dota 2 – активная, а Antares – играет жадно. Таким образом, из-за желания усердно фармить и активно драться единственный оптимальный вариант – взять конкретно этот талант.
- Талант на 15 уровне. Правый на +7% к дополнительной скорости от Выжженной Земли (Scorched Earth). Однако если кто-нибудь из соперников собрал Оверлорд (Helm of the Overlord), благодаря которому можно приручать Эншентов (они же «Древние»), тогда без раздумий необходимо брать противоположный бонус. С помощью Девауэра (Devour) можно будет поглощать древних крипов всего в один клик.
- Талант на 20 уровне. С получением этого уровня всегда и без раздумий необходимо брать -35 секунд перезарядки Дума (Doom). Это невероятно сильный талант в сочетании с Октарином (Octarine Core), который также является частью билда Владислава Кертмана. Вместе с этим артефактом и талантом перезарядка ульты составит 82,5 секунды (а ведь ещё можно получить какие-нибудь нейтралки, снижающие перезарядку).
- Талант на 25 уровне. В конце всегда выбор падает на правый талант, который даёт +2,1% к урону от максимального здоровья Инфернал Блейд (Infernal Blade). Связано это с тем, что на поздних стадиях матча третье умение становится основным источником урона, а также улучшается с помощью Шарда (Aghanim’s Shard). Напоминаем, что с ним увеличивает урон, длительность оглушения и появляется дополнительное оглушение. В сумме от этого скилла урон составит 6,1% в секунду, если цель будет гореть 4 секунды. Вместе с ранее упомянутым Октарином (Octarine Core) перезарядка составит 3 секунды, а оглушение – 2,45 секунды. По итогу получается, что Дум в лейте, как правило, наносит большую часть урона с помощью третьей способности.
Основные предметы
Описание | Предметы |
Arcane Boots – неважно какая ситуация, пусть даже был куплен ранний Сапог (Boots of Speed) из-за сложной линии, его всегда необходимо улучшать до Аркан, чтобы помочь с маной кору и себе. | |
Glimmer Cape – следующая особенность билда Владислава Кертмана заключается в покупке Глиммера. После того как вышло обновление 7.33, активированный Глиммер увеличивает скорость передвижения персонажа на 40 единиц. Поэтому Antares часто его начал покупать, чтобы лучше подкрадываться и неожиданно атаковать цель. | |
Blink Dagger – пожалуй, самая важная вещь для абсолютного любого билда. Дум на четвёртой позиции в этом плане не является исключением. Позволяет идеально начать сражение с продолжением в виде ульты или любым другим контролем по цели (идеально сочетается с оглушением лесного Кентавра). | |
Black King Bar – это по уровню важности второй артефакт. Благодаря БКБ, герой всегда сможет быть впереди, сражаться и сжигать всех, кто встаёт на пути Инфернал Блейдом (Infernal Blade) и Выжженной землёй (Scorched Earth). | |
Aghanim’s Shard – как только появляется БКБ (Black King Bar), необходимо постараться обзавестись Шардом. В идеале с командой, когда убьёте Терзателя (Tormentor). С ним появится старая способность Дума, которая позволит наносить дополнительный урон Инфернал Блейдом (Infernal Blade) врагам, которые выше его на 3-го уровня или уже к этому моменту получили 24-й уровень (и выше). С ним оглушение действует 1 секунду, но дополнительно его можно увеличить – до 1,45 секунды. Бонусом идёт дополнительный урон, равный 125 единицам. | |
Octarine Core – как упоминалось неоднократно ранее, Октарин сильно сократит перезарядку ульты и других умений (+дополнительная плотность). Перед его покупкой разбираете Арканы (Arcane Boots), чтобы собрать быстрее и сэкономить золото. |
Важно понимать, что пытаться тягаться с Думом, у которого есть БКБ (Black King Bar) и Шард (Aghanim’s Shard), крайне сложно. Поскольку каждые 4 секунды от него «вылетает» 3-секундное оглушение. К тому же когда Дум «вешает» на кого-нибудь свою ульту, то своё БКБ уже прожать не получится.
Что же касается лейта, то на этой стадии можно собирать абсолютно любые кор-артефакты в зависимости от текущей ситуации в матче. Можно купить Лотус (Lotus Orb), Аеон (Aeon Disk), Шиву (Shiva’s Guard), Хекс (Scythe of Vyse), Рефрешер (Refresher Orb), Силовой Блинк (Overwhelming Blink) и даже Тревела (Boots of Travel).
Игровой процесс
Во всех ситуациях Владислав «Antares» Кертман на первом уровне предпочитает начинать с Выжженной земли (Scorched Earth). Причина такого решения простая – он старается разменяться с противником, используя попутно ранее купленные Гранаты (Blood Grenade). Однако если у него это не получается сделать, тогда он просто идёт «выпуливать» вторых крипов на линии. Во втором случае ваша «пачка» крипов заходит в радиус обзора вражеской башни, благодаря чему удачно быстро умирает. Тем временем вражеских крипов уводите к своим (желательно между башнями). Враг – остаётся без крипов (золота и опыта), а вы – в огромном плюсе.
Следующий важный момент матча – это поиск полезных нейтральных лесных крипов. К примеру, средний Сатир полезен благодаря двум умениями: Мана Бёрну (Mana Burn) и Ауре маны (Mana Aura). С помощью ауры можно повысить восстановление маны на +1,75 единицы. Действует она в радиусе 1,200 единиц. Это, по сути, халявная Базилка (Ring of Basilius), но которая восстанавливает даже больше. С помощью этого умения кора и Дума крайне сложно будет прогнать с линии, поскольку умения можно будет прожимать регулярно + всегда будет мана в сложный или ответственный момент.
Ещё один альтернативный вариант – это Ледяная броня (Ice Armor), которую использует синий Огр. Если его удаётся отыскать в тот момент, когда начинается игра (спавниться на среднем кемпе), тогда уже можно считать линию выигранной. Дальше покупка обычного Сапога (Boots of Speed) открывает кучу возможностей: можно попробовать найти крипа получше, продолжать запуливать «пачки» крипов и контролировать руны. В последнем случае можно попробовать на шестой минуте отправиться к центральной линии, чтобы помочь своему мидеру убить вражеского, а на седьмой минуте пойти за руной Мудрости.
Не забывайте также о том, что первый уровень Девауэр (Devour) позволяет сожрать катапульту, которая по факту, является крипом четвёртого уровня. Далеко не многие персонажи Dota 2 способны настолько быстро убивать катапульту, но, к счастью, Дум один из немногих, кто это может сделать.
С получением 7-го уровня и замакшенной Выжженной землёй (Scorched Earth) можно отпушивать без проблем абсолютно любые «пачки» крипов, а также активно фармить нейтральных крипов во вражеском лесу. К моменту получения 8–9 уровня, необходимо отыскать лесного Кентавра, чтобы получить оглушение. Как только удаётся получить умение, больше никогда менять его на другие умения не придётся. Поскольку это оглушение обеспечивает возможность эффективно ворваться в драку или устроить какой-нибудь солокилл.
Наконец, ультимативная способность – Дум (Doom). Пожалуй, одна из самых уникальных и ценных способностей в Dota 2. Стоит отметить, что механику своеобразного «заглушения» имеют всего три персонажа (без Дума): первый – это Дизраптор (Disruptor) со своим Статик Штормом (Static Strom), но только с купленным Аганимом (Aghanim’s Scepter); второй – это Легионка (Legion Commander) и её Дуэль (Duel); третий – Сайленсер (Salincer) и его Последнее слово (Last Word).
Помните, что ультимативную способность Дума необходимо использовать по мере отката. Нужно стараться получать убийства. Как только ульта откатилась, необходимо следом сразу скоординироваться со своей команды, чтобы использовать Смока (Smoke of Deceit) и отыскать какую-нибудь важную цель на карте.
Не теряйте времени зря, пока ульта откатывается. Старайтесь фармить так, как любит это делать Antares. Постоянное использование Выжженной земли (Scorched Earth) и Девауэра (Devour) ведёт к тому, что к лейту Дум набирает чудовищное количество золота. В этом и заключается причина того, почему сейчас в профессиональных матчах героя расценивают как четвёрку, которая к лейту будет считаться крайне богатым персонажем основы. В лейте, как правило, куча серьёзных артефактов, которые позволяют хорошо разыгрывать драки, спокойно во время сражений стоять впереди и давать возможность раскрыться героям менее «жирным», чем Дум.
Дум на четвёртой позиции – это рабочая стратегия на любом ранге. Даже на низких это вполне реализуемо. Поскольку сам матч, как правило, там довольно медленный, чем на профессиональной сцене. Из-за этого перезарядка ульты ощущается далеко не такой продолжительной. Да и фарить там намного легче. Другое дело, что любая стратегия и тактика зависят от умения играть. Поэтому рекомендуем следить за матчами первооткрывателя Дума на четвёрке – Владиславом «Antares» Кертманом.