Изначально Dota 2 появилась на свет в далёком 2011 году. При этом ровно через два года Valve объявила о полноценном релизе. И именно с того момента до сегодняшнего дня Dota 2 удалось завоевать внимание миллионов игроков в самых разных уголках мира. А тем временем на профессиональной киберспортивной сцене друг с другом соревнуются команды, принимая участия в самых разных турнирах, призовой фонд которых составляет миллионы долларов.
Однако важно отметить, что эта киберспортивная дисциплина, как правило, делится на два формата: первый – онлайн, второй – офлайн (более известный в качестве LANов). Тем не менее оба этих типа довольно регулярно встречаются в профессиональных матчах, которые проходят на просторах Dota 2. Поэтому предлагаем подробнее разобраться в том, как работают эти матчи, как они организованы и многое другое.
Матчи в онлайн-формате
Независимо от выбора формата любой матч начинается с того, что создаётся игровое лобби. Как правило, если дело касается турниров профессионального уровня, задачи по созданию лобби на себя берут представители организации (они же турнирные операторы). И они же занимаются тем, что приглашают отдельные команды.
Организаторы не только собирают сотрудников службы поддержки, которые нужны для той или иной трансляции, но и задают определённые параметры матча. К примеру, нанимают обсерверов (наблюдателей), которые должны управлять камерой во время матчей, от чьих лица в дальнейшем транслируются матчи на весь мир.
Однако у такого типа проведения есть определённые недостатки. Например, на качество матчей оказывает серьёзное влияние пинг и ряд других технических трудностей. Происходит это по вполне очевидным причинам: организаторы, как и команды, зачастую находятся в разных уголках мира, то есть расстояние от них до сервера довольно большое. А это уже оказывает влияние на задержку внутри игры.
Задержка, в свою очередь, оказывает влияние на противостояние двух команд, в котором огромное влияние имеет мгновенная реакция. Сервер, к сожалению, может обрабатывать действия и прочие нюансы игрового процесса одной команды быстрее, чем у другого состава. Ну или отдельных игроков. Как уже упоминалось ранее, это зависит от расстояния к серверу.
Ну и последнее – из-за онлайн-формата организатор турнира не способен каким-либо образом повлиять на технические проблемы. Конечно, если они возникнут. Например, турнирный оператор не сможет оказать экстренную помощь игрокам, игроку или конкретной команде, у которых случайно пропало интернет-соединение, сломалась мышь или клавиатура. Не говоря уже о проблемах с самим «железом».
Матчи в офлайн-формате
Для начала стоит отметить, что офлайн-формат чаще всего называют LAN. Связано это с тем, что здесь все игроки и команды соединяются друг с другом, используя LAN-соединение. Благодаря этому, у всех пользователей пинг становится, можно сказать, «ровным» (уравнивается). И ради этого команды собирают в заранее специально подготовленных местах, где в дальнейшем планируют провести турнир.
Нетрудно догадаться, что первый минус LAN-формата – это дополнительные финансовые затраты. И всё они ложатся на того, что собрался организовать турнир. Для LAN-турниров необходимо заранее позаботиться не только о месте проведения, но и ещё об удобствах, местах в отелях и об элементарном «железе» для игр. Впрочем, даже это далеко не полный список всего того, о чём нужно заранее подумать.
Когда наступила эпоха COVID-19 дополнительные финансовые издержки увеличились. Поскольку, помимо всего прочего, необходимо было также позаботиться о новых мерах безопасности. К примеру, требовалось иметь опытный медицинский персонал, возможность пройти тестирование и многое другое.
Помимо этого, организация в обязательном порядке должна позаботиться о размере арены, количестве мест, о зрителях и дополнительных логистических деталях. В последнем случае это касается даже самого элементарного вроде того, сколько придётся добираться от отеля к арене, где проходит турнир.
С другой стороны, LAN-турнир можно провести и без участия зрителей. Потому что, например, подобное когда-то делала организация Beyond The Summit в рамках серии под названием Dota Summit. Однако сейчас такой формат не является популярным. Так что и увидеть подобное можно крайне редко.
Из преимуществ LAN-турниров следует отметить: можно оперативно исправить технические проблемы и минимизировать сторонние факторы (поломки ПК, аксессуаров и прочее). К тому же именно в таком формате организация способна обеспечить и следить за честной игрой со стороны команд. Поскольку они напрямую способны взаимодействовать и следить за любым компьютером на арене.
Единственная самая большая трудность проведения такого турнира – это стоимость. Необходимо найти довольно много спонсоров или повысить уровень спонсоров. Поскольку ни одна известная команда не будет лететь через половину планеты, чтобы участвовать в соревнованиях, призовой фонд которых составляет 10 тысяч долларов. К тому же большую роль играет опыт проведения турниров. Без опыта можно допустить массу организационных и технических проблемы, за чем регулярно можно наблюдать по сей день.
Так или иначе, но оба формата крайне популярны на просторах профессиональной сцены Dota 2. Каждый формат проведения имеет ряд своих минусов и плюсов. Изначально по традиции большая часть турниров с крупными суммами призового фонда проходят в LAN-формате.
Формат онлайн-матчей используется чаще всего: либо для какой-нибудь обычной лиги, либо для небольших турниров, где призовой фонд может похвастаться только скромной суммой. Исключением из этих правил является лишь период с 2020 по 2021 год, когда на формат проведения имел сильное влияние COVID-19.